Любил эту вещь саму по себе, любил в экранизации Тарковского. Американская, правда, не порадовала - еще одна интеллектуальная жвачка с упором на любовно-сексуальные отношения.
Лем - один из первопроходцев. В том смысле, что его идеи подхватываются и используются другими писателями, меньшего калибра.
Ничего не имею против использования идей в принципе. Идея попаданца, например, стара как мир, хотя по-настоящему великое произведение с попаданцем впервые появилось только в позапрошлом веке из-под пера Марк Твена. Вот и многочисленные клише "Соляриса" не вызывают у меня раздражения. Другое дело, что использовать их можно творчески. Когда все сводится к любоффи и хеппи-энду, невольно кажется, что автор пытается сделать из жизни компьютерную игру: умер? не беда, сейчас мы тебя обратно выдумаем, и оживешь! А когда видно, что сюжет дает направления для серьезного раскрытия, более того, автор сам намечает эти направления - и не раскрывает их, проходит мимо... И сидишь и тупишь: зачем было это писать? о чем это? Для чего? Ну да, выдумал. Ну да, из причины есть следствия. И все. И никакого раскрытия.
Впрочем, отсутствие серьезного раскрытия и проработки серьезных идей - это беда современного китча. Хотя о чем я, китч в принципе же не для этого.